Рассказываем, что произошло на рынке игровых предметов игры Counter-Strike и как это связано с крипторынком
«РБК-Крипто» не дает инвестиционных советов, материал опубликован исключительно в ознакомительных целях. Криптовалюта — это волатильный актив, который может привести к финансовым убыткам.
Рынок коллекционных предметов из игры Counter-Strike 2 (CS2), так называемых скинов, большую часть 2025 года оставался «темной лошадкой» и по динамике и доходности опережал традиционные активы и криптовалюту. Однако недавнее обновление игры от разработчика Valve привело к резкому обвалу. Общая стоимость внутриигровых цифровых предметов за одну ночь упала на 25%, потеряв порядка $2 млрд.
Даже для криптотрейдеров, привыкших к волатильности, могла бы удивить такая агрессивная динамика и объемы рынка. В соцсетях поднялась волна интереса, как общее обновление популярной игры привело к такому хаосу.
rbc.group
«Это стало настоящим шоком для сообщества. Изменения полностью меняют предложение самых востребованных и дорогих предметов в Counter-Strike», — рассказал Bloomberg Итан Макдональд, менеджер по маркетингу аналитической платформы Pricempire, которая оценивает совокупную рыночную стоимость скинов.
Обновление от Valve 22 октября кардинально изменило правила игры. Теперь ножи и перчатки можно получить через обмен предметов более низкой редкости. Это резко повысило доступность самых востребованных скинов, вызвав их мгновенное обесценивание и обрушение рынка. В результате пострадали трейдеры, которые инвестировали значительные суммы в дорогие внутриигровые предметы.
Ранее ценный сверхредкий нож можно было получить только случайным образом при открытии лутбокса. Это ограничение формировало его высокую стоимость на вторичных рынках. После обновления появилась возможность создавать такие ножи путем обмена менее редких предметов, что одновременно повысило стоимость недорогих скинов и резко снизило цену редких.
«Надежная» инвестиция
В 2025 году скины CS2 неоднократно показывали более высокую доходность по сравнению с биткоином, золотом и акциями. Например, весной коэффициент Шарпа — индикатор эффективности инвестиционного портфеля — для рынка скинов составлял 0,34. Для американского фондового рынка этот показатель был на уровне 0,25, для биткоина — 0,21, для золота — 0,12, согласно исследованию ВШЭ и РЭШ.
В более прикладных показателях рынок скинов также выглядел весьма привлекательно. По данным на май, среднегодовая доходность инвестиций в скины составляла 41% — в несколько раз выше, чем у акций, золота или криптовалюты на тот момент.
Это неизбежно подогрело интерес к подобным инвестициям. В аналитической платформе Pricempire, специализирующейся на мониторинге рынка скинов, относят его уже не только к игровой экосистеме, а к более широкой финансовой тенденции.
Скины против криптовалют
«За счет того, что из относительно обычных предметов стало возможно собирать редкие, предложение резко выросло», — поясняет криптоэксперт и автор телеграм-канала GFiS Channel Таисия Романова. По ее словам, этот шаг Valve сильно повлиял на рынок, аналогично тому, как расширение эмиссии влияет на стоимость токенов.
По словам Романовой, шаг разработчиков можно трактовать как попытку уравнять шансы игроков или создать дополнительную вовлеченность, но вне зависимости от мотива считать рынок скинов гарантированным способом заработка было ошибкой. Несмотря на долгую историю и сравнения с коллекционными активами, это изначально спекулятивный рынок, который находился на стадии перегрева и не может бесконечно расти, отмечает она.
Тема торговли скинами активно продвигалась самими разработчиками через инфлюенсеров и приносила компании ощутимую выручку, дополняет Романова. «Когда рынок обсуждают все подряд, а рост цен выглядит как безумие — это уже классика жанра «продавай на новостях» («sell the news»), о которой многие даже не задумываются», — добавляет эксперт. Рынок, по ее мнению, так или иначе стабилизируется и будет работать в новых условиях.
«На языке крипты»
После обвала стоимости скинов популярный криптоблогер Майкл Джером, известный как Threadguy, опубликовал в X вопрос: «Может кто-нибудь объяснить, что только что произошло с Counter-Strike на языке крипты?».
Пост собрал более 230 тыс. просмотров, а десятки самых популярных ответов — десятки тысяч. Интерес объясняется как масштабом рынка, так и тем, что разработчик игры Valve в одностороннем порядке изменил ключевые механики появления предметов, напрямую повлияв на рыночную динамику.
Хотя многие криптопроекты сохраняют высокий уровень централизации и способны самостоятельно принимать решения о значимых изменениях, базовая идея блокчейна — это неизменяемость данных и механизмов без согласия сообщества. В случае с крупнейшими криптовалютами их редкость зашита в код и практически не поддается изменению.
Одним из наиболее наглядных примеров, использованных для объяснения ситуации с CS, стали NFT‑проекты с ограниченным выпуском. Например, популярная коллекция CryptoPunks, в которой отдельные токены оцениваются в сотни тысяч долларов, могла бы потерять ценность, если бы появилась возможность создавать новых «панков» путем обмена нескольких других NFT стоимостью по $5.
Один из пользователей в X прокомментировал произошедшее так: «Представьте, что разрешили бы объединить двух Meebits, чтобы получить одного CryptoPunk». CryptoPunks — это одна из первых и самых дорогих NFT-коллекций, а Meebits — более поздний и менее ценный проект. Возможность «обменять» несколько дешевых токенов на один из самых ценных на рынке радикально изменила бы экономику коллекции и обесценила редкость оригинальных активов, как это и произошло с дорогими скинами в Counter-Strike.
Другим примером вне сферы NFT может быть гипотетическая возможность получить один биткоин стоимостью около $110 тыс. путем сжигания или обмена пяти токенов Solana по $200 каждый. Это означало бы получение ограниченного и дорогостоящего актива за счет недефицитного и в десятки раз более дешевого.
Некоторые пользователи под постом сравнили произошедшее с обновлением Counter-Strike с хардфорком блокчейна без консенсуса — часть сообщества осталась на старой версии (CS: GO), а другая перешла на новую (CS2), при этом ликвидность и ценность «старых» предметов были обнулены.
Другой комментатор описал ситуацию как то, что «Сатоши добавил возможность выпускать новые биткоины», а кто-то просто назвал произошедшее скамом, но «в несколько этапов». Один из самых ярких образов: раньше $KNIFE был как золото, а $RED как серебро, теперь люди массово скупают серебро и распродают золото, потому что теперь «из пяти серебряных монет можно сделать одну золотую».
Один из пользователей сравнил ситуацию с крахом Axie Infinity — игрового криптопроекта, где после бурного роста интереса и цен внутренняя экономика обрушилась, оставив многих инвесторов с убытками. По его словам, теперь это «Axie Infinity, но с гранатами» как отсылка к тому, что история повторяется уже в традиционной игре, но с тем же эффектом.
В целом рынки скинов CS и криптовалют относятся к категории цифровых активов и остаются уязвимыми к фундаментальным изменениям. Одно решение разработчиков способно в считаные часы обесценить активы и привести к многомиллиардным потерям среди участников рынка которые рассчитывают на спекулятивную прибыль.
Источник: cryptonews.net
FermaBot-система — боты для SEO‑роста: ПФ, трафик, линкбилдинг